Принято с учѐтом мнения
педагогического совета
от «24» июня 2022 г.
Протокол № 9
Принято с учѐтом мнения
Совета школы
от «24» июня 2022 г.
Протокол № 2
Утверждено
приказом № 174
от «24» июня 2022 г.
Директор МБОУ СОШ №2
п. Гигант
___________Трофименко И.С.
Программа профилактики учебной неуспешности
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе №2 п. Гигант
п. Гигант, 2022 г.
Содержание
1. Школьная неуспеваемость. Виды и типология
неуспеваемости
2. Индивидуально-типологические особенности детей и
трудности обучения
3. Этапы формирования школьной неуспеваемости
4. Пути устранения школьной неуспеваемости
5. Программа профилактики учебной неуспешности
3
5
7
7
13
2
1. Школьная неуспеваемость.
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при еѐ
изучении. Проблема неуспеваемости является и педагогической, и психологической, и медицинской. Число учащихся, испытывающих
трудности в обучении, непрерывно растѐт, даже несмотря на то, что данной школьной проблематике современные педагоги и психологи
уделяют пристальное внимание. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Наука
выделяет три основных фактора успеваемости учащихся:
требования к учащимся, вытекающие из целей школы (основа для разработки контрольных заданий и критериев отметок).
Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических
возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
психофизические возможности учащихся. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия,
внимания). При разработке требований к учащимся учителя каждого учебного предмета должны ориентироваться на некую норму
возможностей детей того или иного школьного возраста. Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под
влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно- воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают
(а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.
социальные условия — это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень
родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной
литературы, и многое другое.
Отставание и школьная неуспеваемость.
«Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри
того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой успеваемости». (Цетлин В.С., доктор пед. наук, профессор).
Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и
навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что
обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике
установлено, что неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены пробелы в знаниях. В. С. Цетлин
выделяет этап отставания, как начало неуспеваемости. Отставание может проявляться из-за негативного опыта, который накапливается у
школьника вследствие появления и увеличения непреодоленных трудностей. Они не позволяют детям успешно осваивать учебный материал,
и это становится причиной появления и накопления пробелов в знаниях, и собственно, отставания. Таким образом, неуспеваемость - итог
процесса отставания.
Виды неуспеваемости: общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; частичная, но
относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трѐм наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки,
математика), неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету (относительно легко преодолеваемая)
Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, с первого класса. Причины отставания могут быть следующие:
педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу), психологическая неготовность
к обучению (часто сочетается с педагогической запущенностью),низкая обучаемость (характерна для детей с задержкой психического
3
развития и умственно отсталых детей), нарушение функций анализаторных систем (в первую очередь, это дети с нарушениями зрения и
слуха), недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным
способом решения)
Поздняя неуспеваемость появляется уже при обучении в средних классах школы. При переходе из начальной школы в среднее звено
качество знаний учащихся снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети,
удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости. Дети с высокой обучаемостью, подготовленные к
школе, лучше многих одноклассников. Учиться в начальной школе им было достаточно легко, они достигали успеха без особого труда. В
среднем звене требования к учащимся становятся более серьѐзными, а умения и желания трудиться у этих ребят остаются на уровне
начальной школы. Учебные неудачи приводят к изменению учебной мотивации. Ребѐнок перестает учиться. Переход в средние классы
совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться, как
правило, приводит к неуспеваемости бывших «троечников». Одной из частых причин неуспеваемости также является то, что большую
часть времени ребѐнок посвящает своему увлечению.
Типология неуспевающих, основанная на характеристиках учебного труда учащихся и структуре ихличности (типология
по Блонскому П.П.)
К
первому типу неуспевающих школьников Блонский П.П. отнѐс так называемого «плохого работника». Егоосновные черты:
– задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений непросит;
– работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
– не подмечает своих неудач и трудностей;
– не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
– либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
– индифферентно относится к результатам работы.
Другой тип неуспевающего ученика назван патологическим. Это эмоциональные школьники, имеющие неудачи в обучении и
встречающие специфическое отношение к себе окружающих. Они заявляют о своем неумении еще до начала работы, нуждаются в
одобрении со стороны окружающих и тяжело переносят трудности и неудачи.
Типы неуспевающих учеников (Типология по Мурачковскому Н.И):
1 тип – «Хочет, но не может» Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (слабое
развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков) при
положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
2 тип – «Может, но не хочет» Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном
отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
3 тип – «Не хочет и не может» Неуспевающие ученики, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при
отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Ниже приводятся развернутые характеристики типов неуспевающих учеников:
«Хочет, но не может». Для школьников данного типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем
мыслительных операций, слабое развитие процесса мышления вызывает серьѐзные трудности в усвоении учебного материала, которые
4
способствуют возникновению у школьников упрощѐнного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся
приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего
происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы. Неуспех в учѐбе и неумение работать вместе с
классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей своѐ
отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта
способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин
неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт,
что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.
«Может, но не хочет». Дети данного типа приходят в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться.
На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При отсутствии
устойчивой мотивации к учѐбе эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует
систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой
работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к
работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. Неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с
противоречием между их высокими интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется
отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только
определяет отрицательное отношение к учению, но и ведѐт к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения
отрицательной моральной направленности.
«Не хочет и не может» Для учеников этого типа характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов
вызывает серьѐзные трудности в усвоении учебного материала. Учебная деятельность свидетельствует не только о трудностях в усвоении и
неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность,
отчѐтливо проявляется узость мышления. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии
познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к
знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура,
уроки труда.
2. Индивидуально-типологические особенности детей и трудности обучения.
На учебную успеваемость большое влияние оказывают устойчивые индивидуально - психологические особенности учащихся –
особенности нервной системы.
Наиболее заметно влияют на обучение сила и подвижность нервной системы, а также уравновешенность нервных процессов. Сила /
слабость нервных процессов — это способность / неспособность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при
значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно действующему
раздражителю.
Таким образом, сила нервной системы характеризует еѐ выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. В
свою очередь, человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к
сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью. Подвижность / инертность нервных процессов выражается в
способности / неспособности быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и наоборот.
5
Соответственно, человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов.
Уравновешенность / неуравновешенность означает одинаковую / разную выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов,
их баланс / его отсутствие по силе и подвижности. У ребѐнка просто не останется моральных сил, чтобы тратить их на учѐбу.
Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
1. Длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает
допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или
экзаменационная работа, в особенности, если на неѐ отводится ограниченное время;
3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4. Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; особо следует отметить, что для
слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
5. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6. Работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
7. Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда
во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический
материал (карты, слайды, учебник), требует делать записи в тетради, отмечатьна карте, следить по учебнику и т. д.);
8. Работа в шумной, неспокойной обстановке;
9. Работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;
10. Работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
11. Ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.
Учебные ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихся с инертным типом протеканиянервных процессов:
когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенныхк классу;
когда время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;когда
оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы
В вышеуказанных ситуациях, встречающихся довольно часто, у учащихся с сильной и подвижной нервной системой
изначально существуют преимущества перед слабыми и инертными.
6
Хотя учебная деятельность предъявляет различные требования к самым разным сторонам работы нервной системы и, следовательно, в
одних случаях стимулирует проявления силы и подвижности, а в других — слабости и инертности, тем не менее нужно признать, что в ней
чаще возникают такие ситуации, которые более благоприятны для динамических особенностей сильных и подвижных учащихся, и реже
такие, которые более благоприятны для динамических особенностей слабых и инертных.
По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем
сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих
3. Этапы формирования школьной неуспеваемости.
Психологи выделяют три этапа формирования неуспеваемости:
1. Появление и накопление непреодоленных трудностей.
2. Отставание в учении.
3. Неуспеваемость.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств
личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
Психологические факторы, отрицательно влияющие на успеваемость детей в школе.
Одним из серьезных психологических факторов является травля в классе. Травля (или «буллинг») может серьѐзно повлиять на
успеваемость, поскольку моральные силы ребѐнка будут полностью уходить на противостояние негативу, а на учѐбу их уже не хватит.
Конфликты с учителями. Конфликты с учителями могут проявляться в самых разных формах: это может быть, например,
занижение оценок или постоянные придирки. Чем младше ребѐнок, тем сильнее это на него повлияет, поскольку в начальных классах
учитель обладает большим авторитетом перед школьниками.
Смена школы. В новой школе ребѐнку всегда приходится непросто. Адаптация к новым условиям - непростой период в жизни.
Иногда это может стать причиной снижения успеваемости.
Неблагополучные семьи. У детей из неблагополучных семей часто встречается сниженная успеваемость. Детьми из
неблагополучных семей меньше занимались в детстве. Таким образом, к школе они недостаточно развиты и у них меньше навыков по
сравнению с их сверстниками. Часто дети из неблагополучных семей растут в крайне напряженной психологической и экономической
обстановке, что также влияет на их успеваемость. Постоянный стресс не дает сфокусироваться на учѐбе, а незаинтересованность родителей
в этом вопросе только усугубляет положение дел.
Напряжѐнные отношения в семье. Любые конфликтные ситуации в семье так или иначе отражаются на ребѐнке, на его
эмоциональном состоянии, а в последствии и на успеваемости.
Различные трагедии, произошедшие в жизни. Любые трагические события, произошедшие с ребѐнком в жизни, оставят
неизгладимый отпечаток и повлияют на еѐ общее качество.
4. Пути устранения школьной неуспеваемости
Необходимо обратить внимание на первые признаки неуспеваемости.
Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено
7
нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут
быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.
Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти
признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для
самостоятельной работы.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не
контролирует себя. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет
предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки
проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от
готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся
соответствующих вопросов.
К основным признакам неуспеваемости учащихся относятся наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного
предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также
осуществить необходимые практические действия, наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп
работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков, недостаточный
уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость,
организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Как предупредить неуспеваемость?
Этап урока
Действия педагога.
Контроль
Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных
подготовки
работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении.
школьников
Если школьник пропустил предыдущий урок,
проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения
новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставания.
Изложениенового
материала
Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрятьстремление
учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы,
которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всемиучащимися
8
Самостоятельная
работа
Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в
определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее.
Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности,
стимулировать постановку вопросов к педагогу.
Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс.
Домашнеезадание
В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых
важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам
придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам чѐткие, понятные инструкции по выполнению
домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих
наставлений. С целью
исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм
обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической
деятельности. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам: в начальных классах
сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности; в
средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины,
ответственного отношения к учению; особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и
внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников; в старших классах сосредоточить внимание на формировании
социально значимых мотивов учения; на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого
применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя,
проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Возможен педагогический
консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учѐбе. Как правило, это дополнительные консультации.
Преимущества последних в том, что проводятся они по результатам диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств
обучения.
4. Воспитательное воздействие. Как правило, неудачи в учѐбе часто связаны с плохим воспитанием, поэтому с неуспевающими
учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьѐй школьника.
Необходимым условием является оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Это контроль подготовленности учащихся.
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольшеготовиться у доски.
9
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть вопроса.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Изложение нового материала: поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов,выявляющих степень
понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы,
высказанной сильным учеником.
Самостоятельная работа учащихся на уроке: разбивка заданий на части, этапы, выделение в сложныхзаданиях ряда простых, ссылка
на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приѐма и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которыенеобходимы для
решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.
Организация самостоятельной работы вне класса: выбор для групп слабоуспевающих учеников наиболеерациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможныхзатруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися: составление индивидуальных заданий по темам; использование
наглядного материала; специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей
самостоятельной работы; дифференцированные задания отстающим; проведение консультаций, проверка индивидуальных заданий в присутствии
ученика
Рекомендации по работе с детьми со слабой и инертной нервной системой:
не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
дать достаточно времени на обдумывание и подготовку;
желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
не рекомендуется давать для усвоения в ограниченном промежутке времени большой материал, желательнопостараться
разбить его на отдельные информационные части и давать их постепенно, по мере усвоения;
лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
10
путѐм правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями «отлично»,
«молодец», «умница» и т.п.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться, эта
уверенность поможет им в стрессовых ситуациях, при выполнении контрольных, самостоятельных работ;
следует осторожно оценивать неудачи учеников, ведь они и сами очень болезненно относятся к ним;
следует в минимальной степени отвлекать их, стараться не переключать их внимание, создавать спокойную обстановку
Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой заключаются в том, что они могут работать в ситуации, требующей
монотонной работы, по алгоритму или по шаблону; любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам
работы; планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме; предпочитают использовать внешние опоры,
наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы); склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных
результатов. К положительным сторонам учащихся с инертными нервными процессами относят: способность работать долго, не отвлекаясь;
хорошо выполнять однообразную деятельность; высокую степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; неторопливость,
выдержку.
Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования.
Доверие — это понимание учеником того, что учитель думает вместе с ним, переживает вместе с ним и радуется вместе с ним и за
него. Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной, так как учебная мотивация – это
основополагающий компонент учебного процесса и еѐ уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Надо помнить,
что слабоуспевающий ученик является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное
отношение со стороны одноклассников – это не по плечу школьнику. Чаще всего ребѐнку нужна не просто педагогическая помощь и
поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома. Каждый ребѐнок имеет
индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу,
важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять еѐ развитие
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими детьми (индивидуальная работа).
Деятельность учителя со слабоуспевающими школьниками предполагает выявление образовавшихся пробелов в знаниях, умениях и
навыках учащихся и организацию своевременной ликвидации этих недостатков. Нужно установить правильность и разумность способов
учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать
общеучебным умениям и навыкам, формировать универсальные учебные действия. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь
учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный
интерес к учению.
Для повышения эффективности предлагаем алгоритм для учителя по работе со слабоуспевающими детьми и для организации
индивидуальной работы:
1. Выяснить индивидуально-психологические особенности ученика (помощь психолога, классного руководителя).
2. Затем, учитывая особенности нервной системы, придерживаться следующих правил: а) не задавать неожиданных вопросов,
готовить ребенка перед ответом. Дать время на подготовку и обдумывание; б) практиковать ответы в письменной форме; в) не требовать
немедленного включения в работу; г) не следует спрашивать таких детей в начале урока; д) не заставлять сразу отвечать новый материал.
11
Оставить вопрос на следующий день; е) ввести определенную тактику поощрений (не только оценка, но и слово учителя). Все неудачи таких
детей оценивать очень осторожно; ж) обязательно давать дополнительное время для проверки и исправления; з) не требовать быстрого
изменения неудачной формулировки и помнить, что такие дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных
заданий; и) при работе с большим и сложным материалом помочь ребенку разбить его на куски и работать с каждой частью по мере
усвоения материала.
Рекомендации родителям
Для работы с родителями предлагаются рекомендации, призванные улучшить контроль и помощь со стороны родителей
слабоуспевающим учащимся.
1. При работе дома. У ребенка должна быть возможность работать в том ритме, в каком работает его мозг. Как только ребенок
начинает отвлекаться, перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапки, «мечтательно» смотреть в пространство и т.п., надо
сразу прекратить занятие, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить
ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.
2. Родителям или кому-нибудь из взрослых желательно находиться рядом с ребенком во время выполнениядомашнего задания,
чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать).
3. Сохраняйте спокойствие, при выполнении домашнего задания. Не раздражайтесь и не нервируйте ребенка. Неругайте его за то,
что он постоянно отвлекается.
4. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком.
5. Дайте ребенку отдохнуть, прежде чем он начнет переписывать задание на чистовик.
6. Выполняйте домашнее задание в первой половине дня. Ребенок не может сохранять работоспособность до позднего вечера. Так
как утомление имеет свойство накапливаться, несмотря на то что ребенок отвлекается от выполнения заданий и отдыхает. Накапливающееся
утомление мешает ребенку запоминать и понимать полученную информацию.
7. Длинное стихотворение учите небольшими отрывками, не все сразу. Затем повторите его.
8. Сделайте небольшой перерыв после повторения заученного стихотворения или правила.
9. Вечером прочитайте ребенку то, что ему надо запомнить. Но не требуйте от него, чтобы он это повторил. Дополнительное
прослушивание информации поможет ее запомнить и не приведет к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может привести к
перенапряжению ребенка и утром он ничего не сможет вспомнить.
10. Делайте перерывы в занятиях. Самое вредное для здоровья ребенка держать его за столом до тех пор, пока все уроки не будут
сделаны. Такая тактика не приносит положительных результатов в учебе.
11. Дайте ребенку четкую короткую инструкцию для выполнения каждой части домашнего задания.
12
5. Программа профилактики учебной неуспешности.
1. Цель и задачи реализации программы.
К основным категориям детей с рисками учебной неуспешности относятся следующие категории:
– учащиеся с низкой академической успеваемостью;
– учащиеся, у которых наблюдаются проблемы в поведении;
– дети из социально-неблагополучных семей и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В зависимости от категории учащихся в каждой школе работа может быть выстроена по следующимнаправлениям:
1. индивидуализация обучения;
2. психолого-педагогическое сопровождение;
3. включение учащихся в систему дополнительного образования, участие в конкурсах и олимпиадах.
Целью школьной программы является снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности за счет системного
преодоления дефицитов организации образовательного процесса посредством разработки и поэтапного внедрения системной работы с
участниками образовательных отношений.
Основными задачами являются следующие:
1. выявить причины затруднений
учащихся
по результатам
мониторинга
предметных
и метапредметных
результатов в рамках внутренней системы оценки качества образования;
2. обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех
обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности;
3. включить в систему наставничества не менее 50% обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности;
4. обеспечить учет индивидуальных результатов каждого обучающегося всеми участниками образовательныхотношений;
5. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение
учащихся с рисками учебной неуспешности и их родителей
(законных представителей);
6. обеспечить охват обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, программами дополнительного образования в
соответствии с их потребностями.
2. Целевые показатели программы:
Показатель 1. Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, у которых определены причины затруднений в усвоение
учебного материала.
Показатель 2. Разработаны индивидуальные планы по ликвидации академической неуспеваемости для всехобучающихся, имеющих риски
учебной неуспешности.
Показатель 3. Доля обучающихся, для которых разработаны и реализуются программы наставничества по ликвидации затруднений.
Показатель 4. Наличие документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс по достижениюпредметных, метапредметных
результатов у 100% обучающихся.
Показатель 5.
Разработан и утвержден график оказания психологической помощи учащимся и родителям(законным
13
представителям)
Показатель
6. Доля
обучающихся,
имеющих
риски
учебной
неуспешности, охвачены программами
дополнительного образования в соответствии с их потребностями;
Показатель 7. доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности принимают участие в конкурсах.
Долю определяет сама образовательная организация в зависимости от условий и категорий обучающихся срисками учебной
неуспешности.
3. Методы сбора и обработки информации.
– диагностика индивидуальных особенностей
познавательных
процессов обучающихся
с рисками учебной
неуспешности;
– проведение мониторинга качества образования в рамках школьной системы оценки качества образования.
4. Сроки реализации программы.
№
п/п
1
Этап
Сроки
Содержание
Аналитико-диагностический
Август-сентябрь 2022 года
1. Анализ исходного состояния и тенденций
развития
для
понимания
реальных
возможностей
и сроков исполнения
программы.
2
Основной
Октябрь-май 2023 года
3
Практико-прогностический,
1. Внедрение
действенных
механизмов
реализации программы;
2. Промежуточный
контроль
реализации
программы,
предъявление
промежуточного
опыта школы
1. Реализация, анализ, обобщение результатов
повседневной работы школы;
2. Подведение итогов, осмысление результатов
реализации Программы;
3. Оценка ее эффективности на основе
достижения показателей
Апрель-май 2023 года
14
5. Меры и мероприятия по достижению цели и задач.
Перечень мероприятий представлен в дорожной карте (Приложение 1).
6. Исполнители.
Для управления реализацией данной программы создана рабочая группа в состав которой входят:
– директор школы;
– заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
– руководители школьных методических объединений;
– представители родительского комитета.
15
Приложение 1.
Задача
1. Выявить причины
затруднений
по
результатам мониторинга
предметных
и
метапредметных
результатов в рамках
ВСОКО
2. Обеспечить разработку
и
реализацию
индивидуальных планов
по
ликвидации
академической
неуспеваемости для всех
обучающихся, имеющих
риски
учебной
неуспешности
Дорожная карта реализации программы
Мероприятие, меры
Сроки
Ответственные
Ожидаемый результат
Проведение мониторинга с
Август
заместитель
Карты затруднений по
целью:
директора по УВР результатам мониторинга
– определения затруднений
предметных
и
при
освоении
основной
метапредметных
образовательной программы;
результатов в рамках
– выявления
ВСОКО
для
всех
индивидуальных
обучающихся, имеющих
особенностей
риски
учебной
познавательных
процессов
неуспешности
обучающихся
1. Консультационный
Сентябрь
заместитель
Индивидуальные планы
семинар на тему: «Разработка
директора по УВР по
ликвидации
индивидуальных планов по
академической
ликвидации академической
неуспеваемости
неуспеваемости для всех
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
2. Проведение родительского
Сентябрь
собрания
«Причины
школьной неуспешности и
пути ее преодоления»
3. Разработка
Сентябрь
индивидуальных планов по
ликвидации академической
неуспеваемости для всех
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
4. Проведение мониторинга Ежемесячно,
промежуточных
итогов
Октябрьреализации индивидуальных
апрель
16
Показатели
Доля обучающихся,
у
которых
определены
причины
затруднений
в
усвоении учебного
материала
Разработаны
индивидуальные
планы
по
ликвидации
академической
неуспеваемости для
всех обучающихся,
имеющих
риски
учебной
неуспешности
3.Включить в систему
наставничества не менее
50%
обучающихся,
имеющих риски учебной
неуспешности;
4. Обеспечить
индивидуальных
учет
планов
по
ликвидации
академической
неуспеваемости для всех
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
5. Проведение мониторинга
Апрель
динамики
достижения
планируемых результатов
обучения
1. Проведение
Сентябрь
заместитель
консультационного семинара
директора по УВР
по разработке программ
наставничества
для
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
2. Разработка
программ
Сентябрь
наставничества
для
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
3. Проведение
Сентябрь
индивидуальных бесед с
участниками
реализации
программ наставничества с
привлечением
родителей
(законных представителей)
4. Проведение мониторинга Ежемесячно,
промежуточных
итогов
октябрь реализации
программ
апрель
наставничества
для
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
1. Разработка
локального
Август
заместитель
акта,
регламентирующего
директора по УВР
17
Программы
ства
наставниче- Для
50%
обучающихся,
имеющих
риски
учебной
неуспешности,
разработаны
и
реализуются
программы
наставничества по
ликвидации
затруднений
Документы, отражающие
достижения
и
наличие
документов,
результатов
каждого учет
индивидуальных
обучающегося
всеми результатов обучающихся
участниками
2. Проведение
образовательных
педагогического совета по
отношений;
согласованию
локального
акта,
регламентирующего
учет
индивидуальных
результатов обучающихся
3. Проведение родительских
собраний
с
целью
ознакомления
всех
участников образовательных
отношений с локальным
актом, регламентирующим
учет
индивидуальных
результатов обучающихся
4. Заполнение
документов,
отражающих достижения и
индивидуальный прогресс
5. Представление результатов
работы
с
документами,
отражающими достижения и
индивидуальный прогресс на
классных часах
6. Проведение мониторинга
заполнения
документов,
отражающих достижения и
индивидуальный прогресс, с
целью внесения изменений в
индивидуальные планы и т.д.
5. Обеспечить психолого- 1. Проведение мониторинга с
педагогическое
целью выявления группы
сопровождение учащихся детей, испытывающих
индивидуальный прогресс
по
достижению
предметных,
метапредментых
результатов
Август
Сентябрь
отражающих
достижения
и
индивидуальный
прогресс
по
достижению
предметных,
метапредментых
результатов у 100%
обучающихся.
Ежемесячно
Ежемесячно
1 раз в
четверть
Сентябрь
заместитель
директора по
УВР,
18
1. Пакет
методик
по 1. Составлен
проведению ранней
примерный пакет
диагностики на наличие диагностических
с
рисками
учебной различные трудности в
неуспешности
и
их обучении
родителей
(законных
представителей)
2. Составление
графика
консультаций для учащихся
и их родителей
6. Обеспечить
охват
100%
обучающихся,
имеющих риски учебной
неуспешности,
программами
дополнительного
образования
в
соответствии
с
их
потребностями
1. Анализ
реальной
структуры
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
и выявление их реальных
объективных
образовательных
потребностей в занятиях
организованным досугом
(дополнительным
образованием, внеурочной
деятельностью)
2. Проведение кампании по
информированию детей и
родителей
целевой
аудитории о возможности
заниматься по программам
дополнительного
образования
с
выбором
одной программы в рамках
интересующей
направленности
(ярмарка
программ, день открытых
педагогпсихолог,
классные
руководители
Сентябрь
Сентябрь
заместитель
директора по
УВР,
классные
руководители
Сентябрь
19
признаков отставания в
достижении результатов
освоения
основной
образовательной
программы;
2. График
оказания
психологической помощи
учащимся и родителям
(законным
представителям)
Аналитическая справка
методик.
2. Утвержден
график
оказания
психологической
помощи учащимся и
родителям
(законным
представителям)
Доля обучающихся,
имеющих риски
учебной
неуспешности,
охвачены
программами
дополнительного
образования в
соответствии с их
потребностями
дверей);
3. Организация возможности
Сентябрь
психолого-педагогического
консультирования
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
по
вопросу
выбора
направленности и программы
дополнительного
образования
4. Проведение
записи
Сентябрь
обучающихся,
имеющих
риски учебной неуспешности
на выбранную программу
5. Участие
в
в течение
соревновательной
года,
(конкурсной) деятельности с
согласно
возможностью состязаться в
графику
мастерстве овладения той проведения
или иной деятельностью, в
мероприятий
том числе в мероприятиях,
входящих
в
перечень
олимпиад, интеллектуальных
и творческих конкурсов,
мероприятий, направленных
на
развитие
интеллектуальных
и
творческих способностей к
занятиям физкультурой и
спортом, интереса к научной,
инженерно-технической,
изобретательской и иной
творческой деятельности
20
заместитель
директора по
УВР,
классные
руководители
доля обучающихся,
имеющих
риски
учебной
неуспешности
принимают участие
в
конкурсах
и
олимпиадах.